Гиперактивные дети ; настоящий бич; для многих современных родителей. А ведь причины того, что ваш ребенок не может усидеть на месте, буквально лежат на поверхности и в подавляющем большинстве случаев просты.
Объяснить причины гиперактивности и дать полезные советы родителям неслухов; нам поможет ЛЮДМИЛА КОНСТАНТИНОВНА МИХАЙЛЕНКО ; кандидат медицинских наук, врач-невролог высшей категории, зав.отделением дневного стационара детской городской поликлиники №39 г. Нижнего Новгорода.
Людмила Константиновна, представим, что ребенок чрезмерно активен. В каком случае родителям нужно вести его к врачу? Если ребенок испытывает трудности в самоорганизации при необходимости целенаправленной деятельности, бросает одно дело и переключается на другое, покидает свое место в классе или другой ситуации, где все должны сидеть на местах, начинает отвечать на вопросы, не дослушивая их до конца, перебивает других, вертится и вскакивает в ситуациях, когда это не принято, чрезмерно подвижен, спорит со взрослыми и игнорирует их замечания, бесцельно бегает, не может играть в тихие игры, отдыхать — это верные признаки того, что у вашего ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и нужно идти к врачу, и чем раньше, тем лучше. В последние годы о гиперактивности говорят очень много. Почему? Конечно, гиперактивность известна давно, но в последние годы детей, страдающих СДВГ, стало гораздо больше. Это связано, в первую очередь, с тем, что современные дети и родители живут в довольно агрессивном мире, в условиях ежедневного стресса. Ребенок с малых лет окружен бесчисленным количеством гаджетов;: компьютер, планшет, телефон, видеоприставки, телевизор и т.д., ; они полностью заполняют его жизнь. Все видеоигры, современные фильмы, передачи действуют на детскую нервную систему крайне возбуждающе, из-за чего она истощается. Родители, как правило, не видят, какие фильмы и мультики смотрит их ребенок, пока мама занята домашними делами, а папа работает. А качество этих передач, мультиков и компьютерных игр порой такое, что детей к ним просто подпускать нельзя. Конечно, ребенок насмотрится, наиграется, и его потом невозможно успокоить: он возбужден, его нервная система истощена и не может адекватно работать. Получается, причины гиперактивности кроются в образе жизни ребенка? В основном, да. Обычно, когда родители приводят к нам гиперактивного ребенка, с которым перестали справляться, мы в первую очередь пытаемся установить причину. Спрашиваем: А как вы проводите время, какой у него распорядок дня?; Отвечают: Приводим ребенка из садика, даем в руки планшет, чтоб не мешался;. Вот и весь распорядок дня. Рекомендуем родителям лишить ребенка такой игрушки хотя бы на пару недель, наладить четкий режим дня, чтобы было достаточное количество прогулок, спокойный и качественный сон. И чаще всего вопрос отпадает, родители звонят врачу и говорят, что все наладилось. Иногда, конечно, этого уже недостаточно. Назначаем медикаментозное лечение, как правило, это легкие успокоительные препараты растительного происхождения. Гиперактивны и частоболеющие дети, кто постоянно простужается, подхватывает инфекции, болезнь — тоже стресс для ребенка и нагрузка на его нервную систему. Для таких детей крайне важна постоянная профилактика инфекционных заболеваний. Одно время много говорили о том, что причины гиперактивности ; в современном питании. Современное питание негативно влияет, скорее, на ЖКТ. Конечно, если ребенок пьет газировки, энергетики, кофе ; то да, эти напитки возбуждающе действуют на нервную систему, детям их давать нельзя. Питание ; лишь косвенная причина в отдельных случаях. Верно ли, что нервная система ребенка зависит от того, как проходила беременность мамы? Конечно. Если будущая мама нервничает, много сидит за компьютером, пьет кофе, принимает какие-то возбуждающие средства, курит, то ребенок уже с рождения может быть гипервозбудимым. Замечено также, что чем старше возраст беременной женщины, тем выше риск развития гиперактивности у ребенка. Если гиперактивность не лечить, какими осложнениями она грозит? Гиперактивность ; это состояние повышенной возбудимости нервной системы. Если его игнорировать, оно со временем может перейти в более серьезные формы, например, неврозы, которые, в свою очередь, могут спровоцировать психосоматические заболевания: язву, гипертонию, диабет. Так что все это очень серьезно. Кроме того, поскольку гипервозбудимый ребенок становится невнимательным, не может сосредоточиться ни на чем, он начинает отставать от сверстников в обучении, в развитии личности. Гипервозбудимость может стать причиной возникновения нервных тиков. Какие периоды, события в жизни ребенка могут стать пусковым механизмом для возникновения СДВГ? Конечно, это стрессы. Первый большой стресс для ребенка — когда мама перестает кормить его грудью. В дальнейшем опасные периоды: первый поход в детский сад, смена садика, поход в школу, смена школы или класса. Многие родители часто переезжают и не задумываются, что для ребенка это стресс. Очень часто гиперактивность проявляется у детей, чьи мамы постоянно на работе, в командировках, а ими занимается няня. Огромный стресс для ребенка ; развод родителей. Как можно быстро успокоить гиперактивного ребенка?Можно очень сильно чем-то его заинтересовать, дать новую игрушку, прочитать книжку. Но, как правило, этого хватает ненадолго. Самый лучший способ — это усадить его на колени, обнять, прижать к себе. Дефицит внимания у детей возникает от дефицита внимания к ним их родителей. Современные родители не склонны к проявлению чувств, а ребенка нужно любить! Это самое главное.
Беседовал Данила Резак.
БЕССОНОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА Главный врач реабилитационного центра Клиника доктора Мышляева;, невролог, врач функциональной диагностики:
; Последние научные исследования показали, что причиной двигательной расторможенности являются нарушения функций мозга, а именно, в коре больших полушарий или глубинных структурах самого мозга.
Эти области мозга регулируют активность и эмоции ребенка, а также отвечают за контроль его движений и внимания.
Отсюда два принципиальных подхода к решению данной проблемы: либо временно успокоить нейроны мозга с помощью таблеток, либо потренировать; и вырастить; до нормы тормозящие управляющие структуры. В первом случае торможение этой гиперактивности ; временно, а во втором ; навсегда.
Дозированная стимуляция мозга через двигательный, зрительный и слуховой анализаторы приводит к тому, что в мозге дозревает всё то, что в нём не дозрело (в данном случае, нейроны или нервные клетки и связи между ними). Это достигается в передовых реабилитационных центрах путём комплексной реабилитации в виде адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокаль-но-речевой реабилитации.