Развитие слуха начинается еще в утробе матери, утверждают врачи. Как помочь ребенку избежать тугоухости, развить его слуховые и речевые навыки, об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Н. Новгорода,врач-оториноларинголог ГАПШИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,врач-невролог МИХАЙЛЕНКО ЛЮДМИЛА КОНСТАНТИНОВНА, педагог-психолог ПАНЬКИНА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
; Первый вопрос к Галине Николаевне. Отчего у детей развивается тугоухость?
; Слух ; это физиологическая способность человека воспринимать и различать звуки. Тугоухость ; снижение слуха в различной степени, при ней человеку трудно общаться и познавать окружающий мир. Различают кондуктивную тугоухость ; нарушение проведения звука, нейросенсорную ; нарушение восприятия звука, а также смешанную тугоухость.
Выделяют три основные группы причин, приводящих к тугоухости. Первая ; это причины наследственного характера. Вероятность рождения глухого ребенка у глухих родителей достаточно высока. Вторая группа ; это врожденная тугоухость, в которой виноваты инфекционные заболевания матери, особенно в первом триместре беременности: краснуха, корь, скарлатина, герпес, грипп, токсоплазмоз, менингиты, энцефалиты. Нередко ведут к врожденной тугоухости у ребенка тяжелые роды, родовые травмы, глубокая недоношенность ребенка, токсические воздействия на организм женщины во время беременности: алкоголь, наркотики, курение, сильнодействующие лекарства, вредная работа мамы. Приобретенная тугоухость чаще всего возникает у здорового ребенка после острых воспалительных процессов в среднем ухе, после инфекций: гриппа, кори, скарлатины, эпидемического паротита (свинки). Реже ; при черепно-мозговых травмах. Большое влияние оказывают заболевания полости носа, аденоидные разрастания ; при таких причинах при своевременном лечении слух восстанавливается. К временной тугоухости приводят также серные пробки, которые легко удаляются на приеме у врача.
; Какие профилактические меры могут принимать родители, чтобы снизить вероятность возникновения приобретенной тугоухости у ребенка?
; Повышать сопротивляемость простудам, поднимать иммунитет ребенка. Вакцинироваться от всех вышеупомянутых заболеваний, гриппа, стрептококковой инфекции. У привитых детей проблемы с ушками возникают значительно реже. Важно закаливание соответственно возрасту, своевременное лечение острых заболеваний носа и горла, потому что инфекция из них без труда поднимается в уши. Отдельнруется ориентировочная реакция на звук, ребенок уже может чуть-чуть поворачивать голову в сторону звучащих предметов, погремушек. С полугода начинает реагировать на интонации. Сказала мама что-то ласковое ; улыбается. Сказала строго ; хмурится.
Важно понимать, что со слухом связана речь. Если ребенок не слышит, у него не будет ни гуления, ни лепета, никакого развития предречевых навыков. Легкую степень тугоухости можно определить по развитию речевых навыков: ребенок плохо, смазанно говорит, тянет слоги из-за того, что недослышивает. Поэтому в стандарты обследования детей с задержкой речевого развития обязательно входит обследование у врача-сурдолога. Так что за развитием слуха и речи у ребенка нужно следить параллельно.
; Как проверяют слух у малышей после рождения?
В России с 2008 года для ранней диагностики нарушений слуха проводится аудиологический скрининг деткам с 3-4 дня рождения в родильных домах либо поликлиниках. Если скрининг выявляет наличие проблем, ребенок направляется в специализированный сурдологический центр для более детального исследования, после чего он находится до года под пристальным наблюдением специалистов.
; Светлана Валерьевна, врачи часто говорят, что слух ребенка нужно развивать. Как правильно это делать? Посоветуйте какие-то упражнения, игры.
; Маленький ребенок еще не умеет акцентировать свое внимание на вариантах звука, которые в данное время ему нужны, игнорируя остальные. Ребенка этому нужно учить. Важно научить его выделять речь среди остальных звуков. Для этого можно выполнять с ним ряд упражнений, сначала показывая ему источник звучания, а потом объяснять, что и как позволило воспроизвести данный звук.
Например, простейшая игра Покажи звук;. Показывайте малышу, как звучат погремушка, звонок или свисток, стучит ложка по тарелке или перелистывается книга, гремит коробок со спичками, с песком или с камушками. Думаю, принцип понятен.
Попросите ребенка отгадать направление звука: ребенок зажмуривается, взрослый свистит в свисток. Малыш должен, не открывая глаз, развернуться и ручкой указать направление, откуда раздается свист.
Когда малыш научится анализировать звуки, можно объяснять, что одинаковый звук может иметь разное звучание: а-а-а; (показываем доктору горлышко); а-а-а; (убаюкиваем куклу); а-а-а; (что-то болит); а-а-а; (бабушке тяжело нести сумку); о-о-о; (удивление), о-о-о; (поем песенку) и так далее.
Нужно объяснять ребенку, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого продемонстрируйте важность губ, языка, зубов: лучше использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков. Позже можно приступать к разработке слуховой памяти ; возможности составлять из звуков слова. Важно не только слышать набор звуков, но и запоминать их порядок. Начинать нужно с простых коротких слов, например: бим-бом-бум, рука-мука-щука, лоза-коза-гроза, банка-манка-ранка и т.д.
Отмечу, что если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе он слышит колыбельные, можно говорить и о том, что у малыша может закрепиться музыкальный слух. В заключение скажу: есть мнение, что ребенок с рождения получает абсолютный слух. Но если не поддерживать его и не развивать, абсолютность; постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух нужно всесторонне развивать.
Беседовал Данила Резак.
КСТАТИ:
Безвредным для человеческого слуха считается звук, не превышающий 80 децибел. Если вы, находясь рядом с ребенком, слышите музыку из его наушников, значит они работают на уровне громче 80 ДБ.