Если раньше обменять «глючный» мобильник или получить деньги за него назад было существенной проблемой, то теперь в течение 15-ти дней со дня передачи товара вы имеете полное право потребовать либо возврата денежной суммы при расторжении договора либо обмена на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Продавец обязан уменьшить цену соразмерно обнаруженному недостатку или вернуть всю сумму целиком, если покупатель расторгнет договор купли-продажи. Главное, помните, что на руках у вас должны быть все документы: чек, гарантийный талон, договор купли-продажи, желательно неповрежденная упаковка.
Если, купив автомобиль, в течение двух недель вы обнаружили в нем серьезный дефект, приходите в салон и вручите продавцу письменную претензию. В ней четко укажите свое требование — обмен, ремонт, возврат денег. Обязательно оставьте себе копию с отметкой о принятии вашей претензии. Случись суд, дата подачи требования будет принципиально важна. Продавец, скорее всего, предложит ремонт. Для него это самый приемлемый вариант, нежели отдавать деньги или менять машину. Еще продавец учитывает и то обстоятельство, что если вы требуете заменить испорченную машину на точно такую же, то на это максимум отводится месяц (п. 1 статьи 21 ЗЗПП). Если же салон не успевает, в дело вступает п.1 статьи 23 ЗЗПП - неустойка за каждый день просрочки в размере 1% от цены товара. Это много. Если дело дойдет до суда, то суд, скорее всего, поймет трудности дилера и снизит штраф. Но если вы будете настаивать, а дилер не захочет терять лишние деньги, значит новый автомобиль, скорее всего, придет настолько быстро, насколько возможно.
Конечно, если речь идет, допустим, о перегоревшей лампочке или другой мелочи, попытка обмена уже пахнет потребительским экстремизмом, а покупателей-сутяжников, которым «пободаться» с продавцом важно из принципа, дилерские центры быстро заносят в «черный список» и с ними никто не станет работать. Но если в машине обнаружился серьезный дефект, то закон на нашей стороне. Только учтите, что опять вас ждут расходы - постановка на учет в ГИБДД, переоформление кредита и страховки... В общем, смотрите лучше, что покупаете. Автомобиль - не сотовый.
Если ваш телефон или вертолет сломались позже, – понадобится доказать, что недостаток является «существенным», что товаром невозможно пользоваться из-за поломок в течение месяца из каждого года гарантийного срока, наконец, если были нарушены сроки устранения недостатков, то есть, гарантийный ремонт. Возможно, для доказательств может потребоваться независимая экспертиза, которая стоит денег, она будет оправдана, если вы меняете самолет или автомобиль, но вот если мобильник - вряд ли. Поэтому лучше хорошенько изучите свою покупку в отведенные законом две недели.
Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
За 9 месяцев 2011 года Управление Роспотребнадзора рассмотрело 3295 обращений потребителей, из них 51,7% обращений - в сфере торговли. Обращения, связанные с нарушением прав потребителей при продаже технически сложных товаров составили 47,8% от всех обращений потребителей в сфере торговли.