x

перезвоните мне, пожалуйста





отсылая данную форму, я подтверждаю свое согласие на использование указанных в ней персональных данных в соответствии с разделом "ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ САЙТА АРЕНА"
(831) 411 10 96, (831) 411 10 97
перезвонить мне

Еженедельное рекламно-информационное издание (крупнейший в Нижегородской области тираж
260 000 экз.) Адресная система распространения.
Подтверждение тиража издания

  • Обратная связь






    отсылая данную форму, я подтверждаю свое согласие на использование указанных в ней персональных данных в соответствии с разделом "ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ САЙТА АРЕНА"

Иллюстрация  к Что-то с памятью моей стало... - (с) Рекламный еженедельник «Арена»

Что-то с памятью моей стало...

Строчка из старой песни красноречиво говорит о том, что человеческая память — штука очень непростая. Почему мы прекрасно помним об одном и начисто забываем другое? Почему вопреки поговорке счастливы те, кто наблюдает часы? Чем для нашей памяти так полезен сон? Как сохранить хорошую память даже в старости?

Об этом мы спросили ГОРШУНОВА НИКОЛАЯ ВИКТОРОВИЧА ; врача-невролога реабилитационного центра Клиника доктора Мышляева; г.Нижний Новгород.

Добрый день, Николай Викторович. Многие люди не могут запомнить важные вещи. При этом прекрасно помнят другое. С чем это связано? Какие виды памяти известны?Память ; это способность воспроизвести в уме в той или иной форме информацию, полученную прежде, и представление о том состоянии, в котором человек был прежде.

Существуют несколько классификаций видов памяти. По времени: память бывает кратковременная ; память на события дня сегодняшнего, ближайшего времени, долговременная ; на события вчерашнего дня, предыдущих лет жизни. В кратковременной памяти также выделают оперативную ; на несколько секунд. Например, человек посмотрел номер телефона, набрал его по памяти и в процессе разговора забыл. Есть еще классификация советского физиолога Бериташвили, который выделял следующие виды памяти: образная, словесно-логическая, эмоциональная и условно-рефлекторная. Образная память ; на какой-либо образ, зрительный, слуховой и т.д., например, узнавание человека по внешнему виду. Словесно-логическая ; это память на словесные конструкции, словосочетания, формулы. К ней относится память на имена и фамилии. Вспоминаем имя человека ; вспоминаем самого человека. Эмоциональная память ; память на эмоциональные состояния, связанные с какими-либо ситуациями. Условно-рефлекторная память ; это память на последовательность действий, это все наши трудовые навыки. Существует также классификация памяти по анализаторам: зрительная, слуховая, кинестетическая, обонятельная и память на вкус.

Так какую память нужно использовать, чтобы крепко что-нибудь запомнить? В этом смысле нужно подробнее остановиться на кинестетической памяти ; это память на те ощущения, которые у нас были в опорно-двигательном аппарате, когда мы выполняли какие-то действия. Если мы хотим что-то запомнить очень прочно, нужно пользоваться именно ею ; она очень прочная, филогенетически более древняя память, она появляется у человека как самая первая память. Например, лучший способ запомнить нужное слово или предложение ; написать его несколько раз от руки, таким образом, задействуется сразу два вида памяти ; зрительная и кинестетическая. Проще говоря, если нам нужно что-то запомнить, необходимо подключить какое-то действие. Поэтому очень хорошо, например, разучивать стихи на ходу, вслух. Таким образом, еще и слуховая память подключается. Как меняется память с возрастом? У детей преобладает образная и эмоциональная память. Ребенок видит маму ; у него возникает связанный с ней образ, он двигается, улыбается. Это непроизвольная память. К шести годам у ребенка формируется произвольная память, он становится способным запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что нужно запоминать. Это очень тесно связано с функцией поддержания внимания. Расцвет памяти происходит в 25-30 лет, и дальше она держится, но острота памяти, как и другие функции человеческого организма, с возрастом снижается. Наиболее характерна потеря с возрастом кратковременной памяти на текущие события. Та же пожилая бабушка прекрасно помнит свою молодость, как она работала, но не может вспомнить, куда положила ключи или кошелек. Что интересно, эмоциональный компонент очень помогает запоминанию. Сидящие на лавочке бабушки жалуются на память, но при этом прекрасно помнят, как зовут всех героев любимого мексиканского сериала, все их сложные имена. Потому что сериал воспринят на эмоциях, с удовольствием. Это говорит о том, что память у них не совсем потеряна; и возможна какая-то коррекция. Интерес и эмоции помогают запоминать. А почему с возрастом первой уходит именно кратковременная память? Потому что в мозгу с возрастом снижается функция гиппокампа и других структур мозга, хранилищ; кратковременной памяти, связанных с возможностью перезаписи; информации в долговременную память. В этом плане очень важен хороший сон. Что происходит во сне? Как сон влияет на память? Существует две фазы сна ; быстрая и медленная. Во время медленной фазы сна мы отдыхаем физически, наш организм регенерирует. А во время быстрой фазы сна происходит процесс перезаписи; информации из кратковременной памяти в долговременную. У детей продолжительность сна больше и фаза быстрого сна длится дольше, чем у взрослых. Им больше снятся сны. Сны, кстати, снятся именно в быструю фазу сна. У пожилых людей снижена продолжительность сна и быстрая фаза в структуре сна менее продолжительна, соответственно, меньше информации перезаписывается. Чем отличается память у мужчин и женщин? Принципиально ; ничем. Школьная программа сейчас общая для мальчиков и девочек, что подразумевает одинаковое развитие памяти у тех и у других. Тем не менее, разница есть. Мужчина более склонен оценивать ситуацию глобально. А женщина ; ситуативно-локально. Например, мужчина лучше запоминает дорогу в лесу. Зато женщина лучше запоминает какие-то детали: вот у этого пенька в прошлом году мы нашли хорошие грибы, а чуть дальше ягоды, а на мне были белые сапоги, которые я купила там-то и там-то;. Это не более, чем склонность, это не абсолютное различие. И у женщин лучше память на запахи, у них лучше развито обоняние. Какие еще причины снижения памяти у взрослых людей? В каком случае снижение памяти может быть симптомом болезни? Всего выделяют пять причин снижения памяти. Первая ; заболевания самого мозга: черепно-мозговая травма, инсульт, опухоль, инфекция. Вторая причина ; общие заболевания, которые влияют на кровоснабжение мозга, в частности, гипертоническая болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга, сахарный диабет. Третья причина ; внешние неблагоприятные факторы: недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни ; переезд, смена работы. Четвертой причиной может быть хроническая интоксикация, вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Пятая причина ; прием таких препаратов, как транквилизаторы, седативные лекарства, даже снотворные, несмотря на их кажущуюся безобидность. Все эти препараты нужно употреблять только по назначению врача и вообще желательно найти возможность отказаться от них. Какие продукты способствуют улучшению памяти? Для работы памяти важны витамины группы В, минералы ; калий и магний. Конечно, фрукты и овощи не забываем, но городскому жителю может помочь и прием витаминных комплексов. Как говорила Маргарет Тэтчер: Когда я принимаю витамины, я уверена, что именно нужное их число поступает в организм;. Должна быть культура приема витаминов. Как можно сохранить хорошую память на долгие годы?Нужно создать для этого хорошие условия. Простой пример ; Николай Михайлович Амосов ; легендарный советский кардиохирург. Прожил долгую жизнь и до конца дней сохранял ясный ум и твердую память. Он занимался физкультурой, гимнастикой. Физическая активность ; это одно из условий сохранения хорошей памяти. Второе, он много общался, не сидел дома, работал на двух работах. Полезное, осмысленное занятие, которое будет правильно ориентировать в жизни ; забота о внуках, садовый участок. Очень важно развивать внимание, сосредоточенность. Простое упражнение: научитесь следить за секундной стрелкой часов в течение минуты, не отвлекаясь ни на что постороннее. Начинать можно с 10-15 секунд. Ежедневно, день ото дня прибавляйте по 10-15 секунд. Уже одной минуты в день достаточно, чтобы поддерживать функцию сосредоточенного внимания в хорошей форме. Заведите себе привычку сразу после того, как вы прочли газетную статью или главу книги или посмотрели телепередачу, своими словами про себя перескажите содержание. Это не сложно. Третий хороший способ ; учите стихи. Ваша речь станет богаче, образней, появится возможность блеснуть в разговоре с собеседником. Для пожилых людей считаю крайне полезным посещение групп здоровья, кружков по интересам, полезны занятия вязанием, рисованием... Помните всегда, что какой бы возраст у нас не наступил, помогайте друг другу, общайтесь, не поддавайтесь унынию и пессимизму: жизнь продолжается, и она имеет для нас смысл!

Беседовал Данила Резак.


Опубликовано: иконка дата 13 09 2016, в разделе " ЗДОРОВЬЕ " иконка печатать Распечатать