Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана задержкой психического развития (ЗПР). Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе.
Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР нагнать; своих ушедших вперед сверстников, об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода врач-невролог ЛЮДМИЛА КОНСТАНТИНОВНА МИХАЙЛЕНКО и педагог-психолог СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА ПАНЬКИНА.
Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей? Задержка психического развития ; это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках: если мама курит, выпивает или принимает наркотики. Светлана Валерьевна, расскажите, пожалуйста, о педагогических факторах ЗПР. Есть такое понятие ; методическая запущенность, которая возникает, если родители не занимаются с ребенком и он не получает нужной ему развивающей среды общения. Некоторые мамы говорят: Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой, а его там всему научат;. И такие дети приходят в школу как чистый лист;. При этом родители не подозревают, что к школе нужно готовиться, и удивляются, что, оказывается, к началу обучения в школе ребенок должен хотя бы уметь читать. Есть и другое отношение: он еще маленький, мы еще все успеем;. В итоге ; не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться. Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому проследить, правильно ли развивается ребенок? Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно описываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает гукать; (до 3 мес.), потом гулить; (от 3-х до 6 мес.), потом лепетать (с 6 до 9 мес.), затем уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца появляется комплекс оживления;, в 4 месяца малыш начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это комплекс оживления с ориентировочной реакцией;. Потом он начинает интересоваться игрушками, а в полгода может переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с форумов мамочек не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает: Ой, с моим ребенком что-то не так!;. А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо в комплексе;: если ребенок сейчас отстает по говорливости;, он может говоруна; обгонять по другим показателям, по моторике, например. Поэтому если у вас возникают какие-то сомнения, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет. К какому специалисту нужно обращаться? Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит, так и говорит ; если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать смазанной;. Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам. Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР? После проведения всех тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР проблемы связаны сразу с несколькими функциями: памятью, вниманием, мышлением, эмоциями... Одна из них обычно основная, а остальные за нее цепляются;. Используются игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики (например, лепка из пластилина, игры, направленные на развитие тактильных ощущений), ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга. Проводятся занятия с логопедом, педагогом-дефектологом. Дети выполняют домашние задания, по результатам обучение корректируется. Людмила Константиновна, обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств? Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, важно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором, папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама ; после 5-ти, а ребенок молчит, но все понимает;, то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга. Вопрос Светлане Валерьевне: Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе? Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям. В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Ведь, кроме мелкой моторики, у них не развита крупная ; они неловкие, а значит, не могут участвовать на равных в играх сверстников на ловкость, кто быстрее и т.д. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Ребенок с ЗПР не умеет общаться, знакомиться. Для него общение ; подойти и толкнуть, ущипнуть... Поэтому родителям важно учить его общаться, знакомиться, для этого дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива: ездить с ребенком везде, посещать мероприятия, организовывать самим, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки: если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно развивать внимание ребенка к деталям задания, чтобы у него в голове сформировался план по его выполнению, учить его самоконтролю. Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение? Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники;. Если ребенок систематически не справляется со школьной программой, это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу ; на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. Светлана Валерьевна, а вы что думаете по этому поводу?Совершенно согласна. Для деток с ЗПР подходит обычная программа в обычной школе. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка ; это не свои амбиции, а его возможности.
Беседовал Данила Резак.